Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

FRAMSA

Четверг, 18.04.2024

Электромобиль: призрак безработицы в Европе

Фильм Сузанны Фидлер и Сандры Шлиттенхарт раскрывает подробности технологических и социальных проблем производства электромобилей в частности таких автогигантов как BMW и Audi, которые сегодня находятся на острие прогресса

Пересменка в Дингольфинге

Здесь на самом большом заводе BMW в Европе работают круглосуточно в три смены восемнадцать тысяч человек. Маркус Брунн (в черной футболке "RUSH") один из них. Как и прежде большинство автомобилей производится с двигателями внутреннего сгорания. Но гибридные модели имеют как двигатель внутреннего сгорания, так и электромотор. Работа у Маркуса и его коллег становится все сложнее.

Маркус: «Сложнее чем двадцать лет назад потому, что устанавливаются электрические и электронные детали, все больше блоков управления, а также кабельные жгуты, розетки…»

Гигантский перелом уже начался. Нужно ли людям в автоиндустрии уже позаботиться о сбережении своей работы или о смене места занятости?

Баварский лес

Среди баварских лесов. Еще несколько десятилетий тому назад здесь большинство людей занималось сельским хозяйством. Маркус Брунн двадцать лет тому назад прошел обучение по специальности индустриального механика. Тогда это было классикой. В то время еще существовало много стекольных заводов. Но с поворотом* все они постепенно переместились в приграничные районы. Маркус пошел работать на одно из самых лучших предприятий автоиндустрии Германии, чтобы заработать хорошие деньги.

2:15

В удаленном от Баварии почти на 9 тысяч км Шанхае на одном из самых важных шоу мира чествовали самые последние модели автомобилей. Среди них модели электромобилей. Самые продвинутые тут модели американского производителя Тесла с запасом хода по емкости батареи в 500 км. Больше, чем у участвующего в споре электро суперспорткара из Китая EP9 от компании NIO. Это автомир с совсем другими повадками. Уже в 2003 Тесла стартовала в Калифорнии с целью завовевать весь мировой авторынок. Уже немалое время американский конкурент продает свои автомобили также и в Германии. Грозит ли Германии отставание в гонке электромобилизации?

Электромобили делаются совсем по-другому. Им не нужны ни сложные двигатели, ни сложные силовые передачи. Двигатель внутреннего сгорания состоит из многих деталей, которые должны быть разработаны, изготовлены и смонтированы. Восьмицилиндровый двигатель состоит из более 1200 деталей. Электромотор из приблизительно 25 деталей. Жесткие времена для занятых в автоиндустрии. Станут ли они больше ненужными?

Мюнхен. BMW Завод 1
 
 

Получить новые рабочие места на самом большом в Баварии автомобильном концерне. Манфред Шох (Manfred Schoch) видит в этом дело своей жизни. И это уже 30 лет. Столько времени он находится в производственном совете при BMW. Сегодня ведется разговор об открытии нового покрасочного участка на BMW в Мюнхене. Тем самым обеспечивается 8 тысяч рабочих мест в самом городе. От автомобильного производства зависит большинство рабочих мест в Германии. Но надолго ли сохранится такая ситуация? В настоящее время в автомобильной индустрии занято приблизительно 800000 человек. Это каждое седьмое рабочее место. Все автомобили должны быть покрашены, и электромобили тоже. Занятые на лакокрасочном производстве не предмет постоянных забот Манфреда Шоха. По всему миру на BMW работает 124000 человек. Манфред Шох: «Сегодняшняя разработка двигателей будет свернута, сегодняшнее изготовление двигателей свернут, и мы сегодня должны думать о тех сотрудниках, чьи рабочие места завтра будет определенно свернуты.» Мероприятие как это Манфред Шох использует также как и связь с политиками, которые знают о значении BMW для экономики Баварии. Они не будет останавливать электромобилизацию. Переобучение работников уже происходит. Часть сотрудников уйдет на пенсию, часть сотрудников должна будет осваивать другие производственные задания.

Дуйсбург

В Дуйсбурге, городе безработицы, где она уже долго является темой, живет Фердинанд Дуденхеффер (Ferdinand Dudenhoeffer), один из самых известных и массово цитируемых экспертов Германии. Насчет электромобилей он убежден, электромобили это только вопрос времени. Но их еще очень мало в Германии. Почему электромобилизация в Германии происходит так поздно. На это эксперт достаточно независимо очень ясно высказался.

Фердинанд Дуденхеффер: «Президент немецкого союза автомобилестроителей является партийным другом канцлера Германии Ангелы Меркель и прежнего министра транспорта господина Висмана. Висман очень сильно лоббирует перед канцлером интересы автопромышленности . Существуют опасения сокращения большого числа рабочих мест. Помимо этого во Всегерманском автомобильном клубе АDАС** также существуют опасения сокращения количества членов АDАС в связи с электромобилизацией. Таким образом в Германии существует альянс против прогресса, против электромобилей в попытке задержать прошлое. Неудивительно, что Ангелу Меркель в Германии называют “автоканцлерша” (Autokanzlerin). В противоположность этому политики в Германии блокируют законодательное снижение предельно допустимого значения нормы содержания двуокиси углерода в Европейском союзе и проверку воздуха на содержание выхлопных газов. Всего на конец 2019 года в Германии зарегистрировано примерно 110000 электромобилей, это лишь две десятых процента от общей численности автомобилей.

Ингольштат

Прямо на Дунае (Donau) расположился самый быстрорастущий в Германии большой город Ингольштат. Ауди это самый важный работодатель. Некоторые даже утверждают, что «если Ауди кашляет, болеет весь Ингольштат».

С 44 тысячами работающих головное предприятие Ауди в Ингольштате превратилось уже почти в отдельный город. Но несмотря на это в области производства кузовов имеется тенденция и далее все больше обходиться без людей.

9:30

Все производства находятся на высочайшем техническом уровне. Все происходит полностью автоматически. Только продукция пока по-прежнему традиционная (имеется виду автомобили с поршневыми моторами). Чистые электромобили Ауди в настоящее время еще не производит. Клаус Мюллер (Klaus Mueller) работает здесь как представитель группы. Шестидесятилетний мужчина уже половину жизни на предприятии. Он был свидетелем поворота*. Тяжелой и грязной работы больше тут нет.

Мюнхен. Главный вокзал
11:00

Профессор психологии университета Унхайм, доктор Сабина Пфайффер (Sabine Pfeiffer) постоянно в пути по Германии. Она исследует воздействие технического поворота на рабочий мир и недавно провела обучение при концерне БМВ. При этом речь идет также и о вопросе, насколько предприниматели подходят для решения новых задач. Она была поражена, как мало менеджмент доверяет коллективу предприятия. Пфайффер: «Я полагаю, что очень много было растрачено, потому что люди которые там работают очень квалифицированы, работают в высокосложном окружении, в последние годы очень трудно пережили «поворот», и не только пережили, но и должны были делать что-то возможное. Поворот - это не просто идущие сверху команды, это должно идти еще и снизу. Германия имеет намного более высоко квалифицированный персонал на производстве, чем почти во всех других странах. Поэтому нужно использовать этот людской потенциал, чтобы опять «не проспать» (по-видимому, имеется ввиду электромобилизация).

Дингольфинг
12:30

Маркус Брунн работает на конечной сборке кузовов как и прежде на циклически повторяющихся операциях и на конвейере. 1600 автомобилей cходит с конвейера завода ежесуточно. Большинство из этого количества оснащены двигателями внутреннего сгорания. Теперь в 2025 году каждый пятый BMW должен иметь электропривод, который состоит из намного меньшего числа деталей и требует меньше технологических операций. Вызывает ли это беспокойство у сотрудников?

Маркус Брунн: «Это не беспокоит, потому что это будущее. Электромобили все больше привлекают клиентов».

Так как до сих пор остается сбыт электромобилей дальше, блестящим выглядит продажа бензиновых и дизельных машин, это свыше 2 миллионов автомобилей за последний год.

Ингольштат, arculus GmbH
14:00

Новые идеи в автопроизводстве возникают сегодня и за пределами структур концерна. Например, в маленьком старт-апе как здесь в цеху бывшей текстильной фабрики. Идея заключается в том, что автомобиль сам должен двигаться к пунктам монтажа. При этом производительность может повыситься до 20 процентов. Монтажные островки позволяют усилить индивидуальный подход к комплектации каждого отдельного автомобиля, например цвет покраски. C помощью таких роботизированных монтажных островков Ауди планирует в будущем вести серийное производство электромобилей.

 

 

   *Под поворотом подразумеваются кардинальные изменения в технологическом процессе изготовления автомобилей, приведшие к значительным производственным и социальным последствиям.

   ** ADAC-Всегерманский автомобильный клуб, крупнейшая в Европе автомобильная общественная организация, которая включает в себя более 10 млн членов и имеет годовой оборот более 2 млрд Евро.