Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

FRAMSA

Воскресенье, 11.04.2021

Bridenstine и NASA ASAP корректируют коммерческую пилотируемую программу

От Михаэля Бейлора (Michael Baylor), 8 января 2020

 

Программа коммерческих пилотируемых полетов NASA в последние месяцы добилась значительных успехов в продвижении ее к выполнению первых пилотируемых полетов. Эти миссии станут первыми орбитальными запусками с экипажами в Соединенных Штатах с момента окончания программы "Space Shuttle". В двух отдельных заявлениях, опубликованных во вторник, администратор NASA Джим Бриденстайн (Bridenstine) и Консультативная группа по аэрокосмической безопасности NASA (NASA ASAP) предоставили информацию о состоянии программы.

Программа Commercial Crew включает двух генеральных подрядчиков, Boeing и SpaceX, которые разрабатывают космические пилотируемые транспортные средства.

Положение дел с кораблем Boeing Starliner

В последние месяцы 2019 года Boeing выполнил два непилотируемых летных теста, являющихся обязательными в соответствии с контрактом с NASA, перед первым полетом корабля с экипажем.

Первым тестом было аварийное прекращение полета на стартовой площадке, которое состоялось 2 ноября. Тест прошел успешно - он выполнил все необходимые тестовые задания - несмотря на то, что один из трех основных парашютов капсулы не раскрылся. Внезапная поломка была связана с главным парашютом, не сработавшим должным образом при пробной посадке.

«К регламентным процедурам были добавлены дополнительные процедуры и проверки, чтобы предотвратить повторное возникновение проблемы», - заявила Консультативная группа по аэрокосмической безопасности NASA (NASA ASAP) в своем годовом отчете, который был опубликован во вторник.

Корабль Starliner спроектирован так, что имеет возможность приземляться на одном парашюте. Это означает, что инцидент с одним парашютом из трех не помешал выводу, что испытание прошло успешно.

Однако второй и последний в этом году испытательный полет Starliner, Orbital Flight Test (OFT), не соответствовал всем целям испытаний. OFT был первым полетом Starliner в космос и должен был выполнить сближение космического корабля и стыковку с Международной космической станцией, прежде чем благополучно вернуться на Землю.

Старт носителя Atlas V в полетном
орбитальном тесте OFT

 

Тестовый орбитальный полет (Orbital Flight Test (OFT)) состоялся 20 декабря 2019 года, когда Starliner был поднят ракетой-носителем Atlas V компании United Launch Alliance.

Все основные аспекты последовательности запуска прошли в соответствии с планом, и Atlas V успешно вывел корабль Starliner на запланированную суборбитальную траекторию. Затем Starliner должен был выйти на запланированную орбиту, используя собственную двигательную установку. Но произошел сбой. Ошибка была зафиксирована по таймеру работы маршевой двигательной установки, установленному на неправильное время. По ошибочному сигналу бортовой компютер оценил положение так, что корабль уже находится на орбите, хотя на самом деле это было не так.

Корабль Starliner после приземления
 

Специалистам центра управления полетов Boeing-а в итоге удалось вывести капсулу на устойчивую орбиту. Но во время программного сбоя было израсходовано больше топлива, чем планировалось, исключая тем самым запланированное сближение и стыковку корабля с космической станцией. В результате этого космический корабль провел около 48 часов на орбите, выполняя как можно больше тестовых заданий, прежде чем совершить посадку точно «в яблочко» на ракетном полигоне «Белые пески» в Нью-Мексико.

NASA и Boeing создали совместную независимую следственную группу для изучения основных проблем, связанных с этим испытательным непилотируемым полетом», - говорилось в заявлении Bridenstine во вторник.

Независимая следственная команда проинформирует NASA и Boeing о причине ошибки во времени работы маршевого двигателя этой миссии и о любых других проблемах с программным обеспечением, а также предоставит корректирующие действия, необходимые перед вылетом экипажа на Международную космическую станцию по программе коммерческих пилотируемых полетов агентства.

Ожидается, что независимое расследование ошибки расчета времени продлится около двух месяцев. Но большой вопрос сейчас заключается в том, нужно ли повторять непилотируемые испытательные полеты (OFT) до проведения первого полета с экипажем, известного как пилотируемый полетный тест (Crewed Flight Test (CFT)).

Непилотируемая миссия, включая стыковку с космической станцией, стала частью контракта компании Boeing с NASA. Хотя стыковка и была запланирована, она, возможно, не будет выполняться до проведения первого пилотируемого полета», - заявил Бриденстайн.

Boeing-у потребуется разрешение NASA для проведения летных испытаний с участием астронавтов на борту». Согласно заявлению, решение о том, стоит ли повторять миссию OFT или нет, ожидается от NASA в течение ближайших нескольких недель.

Между тем, капсула корабля Starliner была оттранспортирована обратно в космический центр Кеннеди во Флориде, где будет отремонтирована для следующей миссии. Тем не менее, планы почти наверняка изменятся, если NASA попросит повторить тест OFT.

Положение дел у SpaceX Crew Dragon

SpaceX успешно провела запланированное на 18 января* этого года тест «Аварийное прерывание пилотируемого полета» со стартового комплекса 39А в космическом центре им. Кеннеди. В ходе испытаний космический корабль Crew Dragon продемонстрировал способность к аварийному отделению от ракеты Falcon 9 в точке максимального аэродинамического сопротивления, действующего на ракету-носитель.

SpaceX уже успешно выполнил тест на прерывание полета и провел миссию на космическую станцию под названием Demo-1. Demo-1 было аналогично орбитальному испытанию Боинга. Однако, в отличие от Starliner, Crew Dragon смог состыковаться с космической станцией.

Это не значит, что у Crew Dragon не было своих проблем. После миссии «Demo-1» эта же капсула взорвалась на испытательном стенде во время статических испытаний двигателей системы аварийного спасения космического корабля.

В своем последнем отчете NASA ASAP не предоставило пространных комментариев о взрыве при огневом испытании двигателей аварийного спасения корабля Crew Dragon, кроме признания необходимости последующего расследования, внесения конструктивных изменений и повторного выполнения теста. Вместо этого в отчете ASAP был проведен более подробный анализ взрыва на старте ракеты Falcon 9 в 2016 году, когда катастрофический сбой привел к гибели космического корабля AMOS-6.

Дым после взрыва ракеты SpaceX на мысе Canaveral 1 сентября 2016

После аномалии стартовой площадки миссии AMOS-6 в сентябре 2016 года NASA и SpaceX проделали огромную работу, чтобы лучше понять конструкцию и эксплуатационные параметры, связанные с композитными оболочками баллонов со сжатым газом высокого давлением COPV , говорится в отчете.

Многолетние исследовательские работы с композитными резервуарами для сжатых газов COPV привели к совершенствованию уровня техники и лучшему пониманию рисков воспламенения и методов неразрушающего контроля оболочки. Также был достигнут значительный прогресс в оценке как преимуществ, так и рисков, связанных с посадкой экипажа в капсулу до загрузки ракетного топлива, иногда очень обтекаемо называемого «загрузка с последующим выполнением программы».

Со времени аномалии AMOS-6 метод «загрузка с последующим выполнением программы» стал серьезной проблемой для NASA. Однако теперь, похоже, проблемы были решены. После многих месяцев обсуждения этих тем и с NASA, и с компанией SpaceX Консультативная группа убедилась, что NASA справилось с процессом управления рисками при решении этих проблем», - заявила ASAP.

Другой областью интереса с сертификацией Crew Dragon были парашюты. ASAP признала успешными десяток недавно завершенных компанией SpaceX испытаний парашюта модернизированной конструкции Mark 3. Вариант Mark 3 увеличивает максимальную допустимую нагрузку по сравнению с дизайном Mark 2, у которого были проблемы во время тестирования в 2019 году.

В целом, тесты на аварийное прерывание полета и заключительное тестирование парашютной системы были двумя самыми большими незакрытыми позициями, которые контролировались Консультативной группой (ASAP)перед миссией Demo-2. Demo-2 будет первой миссией, когда SpaceX одной из своих ракет-носителей выведет на орбиту корабль с астронавтами.

В этом полете астронавты NASA Даг Херли (Doug Hurley) и Боб Бенкен (Bob Behnken) отправятся на космическую станцию на борту космического корабля Crew Dragon.

В настоящее время миссия запланирована на февраль, но не ранее чем будет подтверждена готовность оборудования. Однако в недавнем сообщении в Твиттер генеральный директор SpaceX Элон Маск заявил, что «завершение всех проверок по безопасности, вероятно, займет еще несколько месяцев».

Пока еще слишком рано говорить о том, кто  Boeing или SpaceX первым сделает пилотируемый полет, учитывая неопределенность у Boeing, связанную с возможным повторным выполнением миссии OFT. Но и у компании SpaceX впереди еще тоже серьезное летное испытание.

 

Оригинал статьи тут

 

Смотрите также очень интересное дополнение к статье

«ПОЕХАЛИ!» Неуверенные в надежности корабля Crew Dragon американцы готовят в первый пилотируемый полет к МКС иностранный экипаж