Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

FRAMSA

Воскресенье, 11.04.2021

Морской старт: туман неопределенности

Страна, которая претендует на место в лидирующей группе мировых держав, должна озаботиться собственными производствами в области высоких технологий. Без них невозможно претендовать на звание сверхдержавы. В Китае это называется политикой опоры на собственные силы, в России государственной программой импортозамещения. Но суть сводится к одному. Все что относится к высоким технологиям, а это атомная энергетика, вооружения, космонавтика, авиация как гражданская, так и в первую очередь военная, производство львиной доли сельскохозяйственной продукции (продовольственная безопасность), а также нанотехнологии, робототехника и многое другое должно до последнего винтика производиться в стране-претенденте. Как говорили на шестой части суши, названной президентом Рейганом «империей зла», – «все от локомотивов до презервативов под оком державы».

Одним из результатов китайской политики  опоры на собственные силы явились серьезные космические достижения Китая, подвинувшие Поднебесную на второе место в космической гонке, оттеснив Россию на бронзовую позицию. И вот теперь первые космические запуски с китайской морской платформы в Желтом море.

  Руководитель российской группы приватных компаний S7 Space Сопов
 

В связи с этим напомним о положении дел на российско-американской морской платформе Одиссей (с апреля 2018 года собственником комплекса морского старта является российская группа приватных компаний S7 Space, давно стоящей без дела в окрестностях острова Рождества в Тихом океане на нулевом градусе широты вдалеке от морских торговых путей. Этот район океана, благоприятный с точки зрения экономичности запуска, характерен, однако резко меняющимися погодными условиями, что часто приводило к переносу стартов. Последний старт с платформы был осуществлен 5 лет назад, ближайший планируемый - декабрь 2019.

Сначала планировалось использовать для запуска с платформы ракеты Зенит 3SL, и был анонсирован заказ для Южмаша на 12 ракет, что возродило надежды Украинского космического агентства на оживление деятельности Южмаша и КБ «Южное». Сейчас на космическом заводе находятся в недостроенном состоянии 2 ракеты. Но в марте 2019 года заказ на украинские ракеты-носители Зенит был отменён, так как компании S7 Space не удалось договориться о поставке из России на Украину критичных элементов для производства ракет Зенит 3SL.*

Теперь же все более очевидно, что компания S7 Space склоняется к использованию модификации ракеты-носителя Союз-5, предназначенной для морского старта. Фактически на данный момент Украина не является участницей программы морской старт. К тому же сегодня Украина полностью отошла от конкурентной борьбы в сфере высоких технологий.  В стране происходит заметная деградация промышленности, тормозится развитие науки.

Президент НАН Украины Борис Евгеньевич Патон в своем прошлогоднем интервью газете "2000" сетовал, что "...Украина потеряла очень много. И до сих пор продолжает терять. Наука в Советском Союзе и та, которую мы имеем сейчас,-это трудно сравнимые вещи. И неизвестно, когда эта ситуация исправится...Развитие науки во многом зависит от амбиций государства." 

Украина исчезла из мировых рейтингов стран, занимающихся исследованиями в области фундаментальных наук. Талантливые научные кадры, особенно молодежь, активно «вымываются» из страны. К слову сказать самих жителей Украины мало волнует падение рейтингов страны в высоко технологической сфере. Возможно, здесь сказывается крестьянская основательность и прагматичность многих людей, которые не очень интересуются журавлем в небе. 

Ноябрь 2008. Платформа Одиссей вместе с судном
обеспечения. Фото: Джон Марфи (John Murphy)

Ниже полностью привожу статью Ярослава Дмитренко «Еще один «Морской старт». Увы, не наш» о новом успехе Китая и о том как украинской космонавтике сложно расширить поле своей деятельности.

5 июня ракетой-носителем Changzheng-11 с мобильной плавучей стартовой платформы из акватории Желтого моря специалисты Китайской аэрокосмической научной и технологической корпорации (CASC) вывели на орбиту семь малых космических аппаратов: Jilin-1 Gao Fen 03A, Bufeng-1A, Bufeng-1B, Zhongdian wangtong 1A, Zhongdian wangtong 1B, Xiaoxiang-1 04 xing и Tianqi 3.

По данным из китайских источников, спутники были выведены на круговую низкую околоземную орбиту высотой 600 км. Аппараты класса Bufeng предназначены для испытания системы измерения скорости ветра над морской и океанской поверхностью. Спутник Jilin-1 Gao Fen 03A оборудован камерой высокого разрешения и предназначен для дистанционного зондирования Земли. Xiaoxiang-1 04 xing кубсат формата 6U, также предназначен для съемки поверхности нашей планеты с разрешением до 5 м и полосой обзора 80 км. Tianqi 3 — спутник для образовательных целей, оснащенный камерой. Цель запуска малых космических аппаратов Zhongdian wangtong — проверка работоспособности каналов связи Ka-диапазона для небольших спутников.

Состоявшийся запуск — первый «морской старт» в истории китайской космонавтики, а учитывая давно установившиеся тесные связи между представителями ракетно-космических комплексов Украины и КНР, можно было бы выдвинуть версию об участии украинских ракетчиков в его подготовке.

Тем не менее при ближайшем рассмотрении эта версия не выдержала критики. В отличие от украинского «Зенита», оснащенного жидкостными двигателями и способного вывести с экватора на переходную орбиту более 6 т, китайская Changzheng-11 семейства «Великий поход» твердотопливная и обладает значительно более низкой грузоподъемностью —700 кг.

Не сопоставимы по габаритам и оснащенности океанская платформа Odyssey, переделанная для Sea Launch из буровой платформы, и плавучая платформа, использованная для запуска китайской компанией.

Впрочем, китайские товарищи довольны еще одной освоенной технологией и считают морские старты весьма перспективными. Как сообщило информагентство Xinhua, преимуществами запуска ракеты с моря являются его высокая маневренность и экономичность. Кроме того, места запуска и приземления ракеты могут быть гибкими и выборочными. Фактически инициатор проекта CASC решил проблему украинской ракетно-космической отрасли, производящей ракеты, но не имеющей возможности запускать их с территории Украины.

Самые удобные места ракетных стартов в Одесской или Херсонской областях предполагают запуск ракет в направлении Стамбула и падение отработанных ступеней в воды Средиземного моря неподалеку от Кипра. Согласовать такие проекты со странами-соседями нереально. Между тем, по данным китайских источников, технология морского космического старта позволит Китаю предоставлять услуги по запуску ракет странам, участвующим в инициативе «Пояс и путь».

Но было бы неплохо, чтобы очередной успех китайской космической программы подстегнул интерес к нашим космическим возможностям. Пока же проект Sea Launch, рассчитанный на пуски украинской РН «Зенит-3SL», простаивает исключительно по политическим причинам.

Частный бизнес в Китае своеобразный — он находится под контролем государства и используется как элемент выхода на мировой рынок, в т. ч. в сфере космических услуг.

Рядом с известными государственными космическими компаниями CASC, CAST, CALT и CASIC уже появилась частная LandSpace Technology Corporation Limited (LandSpace) — производитель ракет-носителей, которая финансируется из негосударственных источников. Основана Университетом Цинхуа в 2015 г., первый запуск ракеты Zhuque-1 (ZQ-1) состоялся 27 октября 2018 г. Но тогда полезная нагрузка не достигла орбиты.

Компания успешно испытала 10-тонный кислородно-метановый жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) Phoenix, затем TQ-12 тягой 80 т (май 2019-го) для метановой ракеты-носителя ZQ-2, способной вывести груз 2000 кг на 500-километровую солнечно-синхронную орбиту.

В число ведущих частных космических компаний также входят LinkSpace, OneSpace, iSpace и ExPace. Последние финансируются государственной CASIC. iSpace и OneSpace запустили суборбитальные ракеты. LinkSpace провела тест вертикальных взлета и посадки в 2017 г. Теперь вот следующий прорыв в космос.

5 июня 2019 г. в 12.06 компания CASC впервые запустила ракету-носитель на твердом топливе Changzheng-11 WEY (CZ-11 WEY) с морской мобильной плавучей платформы, расположенной в Желтом море. Успешно выведены в космос семь спутников на высоту 600 км. China Aerospace Science and Technology Corporation и ведущий китайский бренд роскошных внедорожников WEY осуществили новый прорыв в бизнес-модели CASC. Создан объединенный центр инновационных технологий. Это не первый удачный запуск CZ-11, а 306-й пуск ракеты-носителя семейства Changzheng (Long March, Великий поход) и 7-й пуск РН Changzheng-11. С 2015 г. все запуски были успешными. Ракета-носитель создана на основе баллистической ракеты Dong Feng 31 (DF-31, Восточный ветер). А если точнее — это модернизированная, дополненная 4-й ступенью баллистическая ракета JL-2 (Цзюйлан-2, или Огромная волна-2) для атомных подводных лодок (АПЛ) проекта 094 «Цзинь».

Мало кто видел JL-2. Теперь видео старта доступно всем. Такой аттракцион невиданной открытости — в предыдущем запуске. 2 июня в Китае провели успешные испытания межконтинентальной морской баллистической ракеты нового поколения JL-3. Старт в 4.28 по местному времени в Бохайском море у полуострова Шаньдун.

Хорошо отработанная боевая ракета Changzheng-11 переходит в коммерческую эксплуатацию. Китай успешно отработал запуск ракеты-носителя из пускового контейнера подводной лодки в боевом режиме. Старт — в кратчайший срок после подачи команды. После вылета из контейнера ракета уже имеет скорость, что упрощает управление полетом на начальном этапе движения. Запуск производится с поверхности (неважно, лодка это или баржа).

Предыдущий запуск из акватории Мирового океана был осуществлен 26 мая 2014 г. консорциумом Sea Launch с помощью ракеты-носителя «Зенит-3SL». Сейчас этим стартом занимается российская компания S-7.

К сожалению, изначально восстановленная после пожара стартовая платформа не имеет перспектив. «Морской старт» был возможен, пока российская компания давала двигатели для ракеты-носителя по демпинговой цене, Южмаш платил рабочим копейки, и ракета получалась дешевой. Американцы по этой причине отказались запускать свои ракеты-носители с морской платформы: там рабочим платят зарплату. Вместо этого американские компании находили для запуска спутники. Но этого теперь нет.

Стоит сказать, что китайский вариант совершенно самостоятелен, не имеет к известному «Морскому старту» отношения и направлен на завоевание не только коммерческих позиций, но и на освоение Китаем Мирового океана.

 

 

 

*Согласно Википедии.

 

 

Оригинал статьи "Еще один "Морской старт". Увы, не наш."

 

 

Это может быть вам  интересно

 

 

Сергей Лазарев и
Ани Лорак



...ти п'яною
впала...