Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

FRAMSA

Четверг, 28.03.2024

Российская космическая отрасль занимает 
доминирующие позиции

Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства NASA не сможет к 2016 году приступить к осуществлению полетов нового пилотируемого корабля Orion. Таков был вывод доклада национального космического агентства, представленного американскому конгрессу. Это означает, что всю нагрузку по доставке экипажей и грузов на МКС предстоит взять на себя российским кораблям «Союзам» и «Прогрессам». Задержки в разработке и испытаниях нового пилотируемого корабля специалисты NASA объясняют недостаточным государственным финансированием. Многие эксперты в США придерживаются иного мнения. По их утверждениям, даже в самом удачном случае, новый корабль не появится раньше 2018, а то и 2020 года. Между тем эра "челноков" (так переводится слово shuttle) заканчивается. В феврале к МКС стартует "Дискавери", в апреле - "Эндевор", а в июле -"Атлантис". Хотя не исключено, что именно с помощью топливного бака "Атлантиса" будет осуществлен запуск на орбиту "Дискавери". Трещины в топливном баке "Дискавери" вызывают очень большую озабоченность, поэтому сейчас рассматривается и такой вариант.

Примечательно, что российские "Союзы" и «Прогрессы» станут единственными космическими перевозчиками людей и грузов именно в год полувекового юбилея полёта в космос Юрия Гагарина. Чтобы обеспечить большую гибкость графика полётов к МКС, российская сторона решила увеличить ежегодное производство кораблей с четырёх до пяти. По мнению специалиста в области космонавтики Игоря Лисова: это, без сомнения, серьезно расширяет возможности Роскосмоса. Поскольку численность экипажа на станции была увеличена с трех до шести человек, возможность доставки туристов на МКС была исключена. Введение дополнительного пятого "Союза" позволяет при постоянном экипаже в шесть человек периодически возить туда и обратно туристов. К тому же дополнительный пятый "Союз" можно запустить не только к МКС, а на любую другую орбиту в составе одного командира корабля и двух туристов". Это способствует развитию космического туризма. По сообщению компании "Спейс эдвенчерс" с 2013 года к МКС будут ежегодно отправлять троих желающих. Но все же основной задачей "Союзов" остается доставка на МКС сменных экипажей. Экстренную эвакуацию экипажа и туристов со станции также будут выполнять только российские корабли.

Обеспечение деятельности МКС – далеко не единственный аспект российской космической программы. Раньше американские и европейские партнеры нарекали, что Роскосмос на международной космической арене выступает в основном в роли «космического извозчика», а области космических исследований уделяется мало внимания. Теперь же ситуация в корне изменилась. В США заявили, что на данном этапе отказываются от лунной программы. Россия после 30-летнего перерыва возобновляет применение автоматических станций для исследования спутника Земли. Сейчас полным ходом идёт подготовка аппаратов "Луна-Ресурс" и "Луна-Глоб", которые станут начальными этапами создания на спутнике Земли постоянно действующей российской базы. Первый старт этих космических аппаратов намечен в 2012–2013 годах.

В конце нынешнего года запланирован полет к Марсу российской станции "Фобос-грунт" Попытки достигнуть спутника Марса предпринимались Советским Союзом еще в 1988 году, когда были запущены космические станции Фобос-1 и Фобос-2, но обе станции из-за сбоев в работе аппаратуры полностью своей задачи не выполнили . Последняя попытка достичь спутника Красной планеты, которую в конце 1996 года предприняла уже Россия, также потерпела неудачу (аппарат «Марс-96», не выйдя на заданную орбиту, сгорел в атмосфере над Тихим океаном).

Программа "Фобос-Грунт" предусматривает запуск космического аппарата (КА) к спутнику Марса - Фобос - для забора образцов грунта и доставку на Землю для исследования его структуры и физико-химических характеристик, что позволит получить данные о происхождении спутников Марса и взаимодействии малых тел Солнечной системы с солнечным ветром, также доставку на Фобос капсулы с бактериями, семенами растений и грибами. В результате выполнения экспериментов с биологическим материалом ученые получат уникальные данные о воздействии космической радиации на живые организмы. Это будет положено в основу разработки более надежной защити от вредного воздействия солнечного излучения на людей во время длительных межпланетных экспедиций, например к тому же Марсу. Известно, что по прогнозам ученых при технологии защитных покрытий, применяемых на сегодняшних пилотируемых космических кораблях и МКС, космическое излучение при длительном перелете к Марсу вызовет у членов экипажа в лучшем случае серьезное ухудшение здоровья. По сообщению агентства "Интерфакс-Украина" в реализации этой космической программы будут задействованы и технические средства украинского Национального центра управления и испытаний космических средств (НЦУИКС, Евпатория, АРК). радиотехнический комплекс "Квант-Д" (один из крупнейших в мире радиотелескопов РТ-70 - ИФ) Евпаторийского центра управления и испытаний.

Намеченный на ноябрь 2011 года запуск станции "Фобос-Грунт" - вторая после двухлетнего перерыва попытка запуска космического аппарата к одной из марсианских лун. Первая попытка была отложена из-за технических недоработок станции. Помимо решения основной задачи по доставке вещества Фобоса на Землю, будут также проведены дистанционные исследования поверхности Марса.
В дальнейшем конструкция КА "Фобос-Грунт" будет использована в качестве базовой для других космических программ.

В интервью "Интерфаксу-АВН" заместитель руководителя Федерального космического агентства Виталий Давыдов рассказал, что Роскосмос приступил к созданию перспективной пилотируемой транспортной системы, целью создания которой является повышение конкурентоспособности на рынке космических услуг, обеспечение возможности реализации амбиционных проектов по исследованию и освоению космического пространства. Ракетно-космической корпорацией "Энергия" имени Королева разработан эскизный проект этой системы, который уже рассмотрен на заседании Научно-технического совета Роскосмоса с участием ведущих научно-исследовательских организаций и предприятий космической промышленности для определения необходимости выпуска дополнительных материалов, а также определения порядка перехода к следующему этапу создания корабля нового поколения - техническому проектированию. По словам Давыдова, к приоритетным задачам космической деятельности России отнесено и создание космодрома Восточный, финансирование опытно-конструкторских работ по созданию средств выведения и пилотируемого транспортного корабля нового поколения, а также наземных технологических объектов космодрома предусмотрено в рамках Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы. Строительство объектов обеспечивающей инфраструктуры космодрома планируется осуществлять в рамках федеральной целевой программы "Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы". Теперь задача российской космонавтики сделать все необходимое, чтобы обеспечить готовность космодрома к пускам ракет-носителей с автоматическими космическими аппаратами в период до 2018 года.