Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

FRAMSA

Воскресенье, 11.04.2021

Почему NASA раздражает гигантская ракета Элона Маска

07 октября, 2019            Рафи Летцтер

 

© Starship MK1, собранный на заводе SpaceX в Техасе. Фото: Elon Musk/Twitter

 

Компания SpaceX еще никогда не доставляла человека в космос на Crew Dragon, своем первом пилотируемом космическом корабле. Но неожиданно SpaceX уже демонстрирует его гораздо более крупного и блестящего двоюродного брата: межпланетный корабль, построенный на пляжах в Бока-Чика, прибрежной деревне на юго-восточной оконечности Техаса, в рамках программы доставки больших экипажей в открытый космос. И администрация NASA с раздражением реагирует на это.

Происходит это потому, что Crew Dragon - эта капсула для перевозки груза и экипажа в космос, водруженная на вершину ракеты Falcon 9 - все еще находится в разработке, и к тому же все работы значительно отстают от графика. Заключив контракт с NASA в 2014 году, SpaceX первоначально заявляла, что к 2017 году предоставит готовый космический аппарат, на котором смогут полететь астронавты. Но этого пока не произошло. По состоянию на март 2019 SpaceX выполнила одну миссию без экипажа на Международную космическую станцию, используя Crew Dragon. Компания планировала запустить миссию с экипажем позже к концу 2019-го года. Но когда капсула Crew Dragon взорвалась во время испытаний двигателя в апреле 2019, SpaceX и NASA отложили запланированную первую пилотируемую миссию на следующий год.

30 сентября Элон Маск, генеральный директор SpaceX, в интервью каналу CNN отметил, что Crew Dragon будет готов вывести астронавтов в космос через три-четыре месяца. Но администратор NASA Джим Бриденстайн рассказал CNN, что он не убежден, и из-за задержек со стороны SpaceX и Boeing (который работает над аналогичной космической капсулой под названием Starliner) он ожидает, что NASA снова закупит несколько мест для американских астронавтов в российских капсулах «Союз».

Публичное трение последовало за инцидентом, произошедшим несколькими днями ранее, когда Бриденстайн раскритиковал в Твиттер столь впечатляющую презентацию Элоном Маском законченного прототипа «звездного» корабля.

«Я с нетерпением жду анонса со стороны SpaceX. Между тем, выполнение программы коммерческих полетов Commercial Crew отстает от графика на несколько лет. NASA ожидает увидеть тот же уровень энтузиазма, сосредоточенный на выполнении инвестиций американского налогоплательщика. Настало время сделать это», - сказал он, вспомнив Программу коммерческих пилотируемых полетов, финансируемую NASA, в задачи которой входит совместное государственно-частное партнерство в области пилотируемых космических запусков.

Так почему же тогда SpaceX строит два корабля, и почему компании приходится общаться с администратором NASA, что-то постоянно доказывая?

Crew Dragon - это ответ SpaceX на проблему, которая поднялась во весь рост после того, как NASA закрыло свою программу Space Shattle последним полетом «челнока» в июле 2011 г. на орбиту, к Международной космической станции. С тех пор NASA полагалось исключительно на российские транспортные средства для отправки экипажей на МКС.

Звездный корабль - это нечто совершенно другое: транспортное средство, которое, если оно будет функционировать, как задумано, могло бы служить заявленной цели Маска о создании постоянного поселения на Красной планете. Starship не был создан для выполнения каких-либо целей, связанных с контрактами NASA, не будет запускаться с объектов NASA (по крайней мере, на первых порах) и, по-видимому, в значительной степени финансировался японским миллиардером Yusaku Maezawa, стремящимся долететь до Луны и совершить ее облет.

При президенте Бараке Обаме NASA возложило будущее американских операций на низкой околоземной орбите на программу «Коммерческий экипаж», согласно которой с частными компаниями заключаются контракты на создание космического корабля, способного перевозить как людей, так и грузы на околоземную орбиту, а также перевозить людей в более отдаленных миссиях на спутник Земли и дальше. NASA, по сути, наняло SpaceX и Boeing для выполнения под своим контролем функций такси, согласно теории, когда частные компании могли бы работать более эффективно, чем огромное бюрократическое космическое агентство. Тем временем NASA создало собственную инженерную «мощь» по другому проекту: систему космического запуска (SLS), гигантская, тяжеля ракета, спроектированная в американском космическом агентстве, которая должна «сформировать» основу пилотируемых миссий за пределами низкой околоземной орбиты: лунная база, полеты на Марс и, возможно, не снимаемое с повестки дня посещение астероидов.

Бриденстайн, назначенный при президенте Дональде Трампе, продолжает поддерживать оба этих проекта. NASA хочет, чтобы программа «Коммерческий экипаж» начала функционировать сейчас, и, как заявил в марте 2019 года вице-президент Майк Пенс, он хочет вернуться на Луну и к 2024 году высадить первую женщину на лунной поверхности (то есть, к концу президентства Трампа, если он выиграть второй срок). Согласно новому видению NASA, эта миссия 2024 года станет первым шагом на пути создания постоянной окололунной орбитальной станции и, в конечном итоге, базы на южном полюсе Луны.

Но в краткосрочной перспективе положение дел с SLS может быть не таким радужным. В октябре 2018 года Управление генеральной инспекции NASA сообщило, что затраты на SLS превышают бюджет более чем на 3 млрд долларов и работы отстают от графика. В марте Бриденстайн заявил, что, если система не справится с поставленной задачей вовремя, NASA может полагаться на коммерческие ракеты для лунной миссии, сообщает Spaceflight Now.

Но это было до того, как капсула Crew Dragon взорвалась, отодвинув планы Коммерческой программы экипажа. Как сообщают SpaceNews, также были опасения по поводу безопасности парашютов пилотируемого "Дракона".

Зачем же тогда строить сверкающий металлический звездолет для межпланетных путешествий, что находится за пределами околоземной орбиты, когда Crew Dragon все еще совершенствуется? Теоретически, Crew Dragon должен быть действительно дешевым и эффективным, как и было обещано. Космический корабль многоразового использования, он может переправлять до семи пассажиров на орбиту на борту многоразовых ракет Falcon 9 - что указывает на стоимость каждого пассажира, намного меньшую, чем 85 миллионов долларов, которые НАСА тратит на каждого человека, доставленного в космос на арендованном месте на борту тесного российского корабля. Но «Dragon» - это не что иное, как уменьшенная версия маленьких круглых капсул с плоским дном, которые (за заметным исключением большого скользящего космического челнока) доминировали в конструкции космического корабля на протяжении десятилетий.

В течение многих лет Маск говорил о Starship в своих выступлениях - видение SpaceX транспортного средства для достижения более или менее того, чего НАСА хотело достичь с помощью SLS, но в еще более грандиозном масштабе. А в пятницу вечером (28 сентября) он продемонстрировал прототип МК-1 на поле, где он был собран в Южном Техасе.

Гигантский многоразовый космический планетолет из нержавеющей стали, имеющий диаметр 30 футов (9 метров) и высоту 160 футов (50 м) еще до установки на своей ракете-носителю, представляет собой идею о том, как совершать дальние поездки, не имеющие аналогов в мире, человеческая пьеса. (После установки на еще не построенную многоразовую сверхтяжелую ракету вся сборка выдержит более 380 футов или 115 м в высоту.)

SpaceX сообщает, что Starship в своем окончательном виде сможет доставить не менее 100 тонн (90 метрических тонн) груза на низкую околоземную орбиту. И, возможно, перевозя меньшие грузы, он сможет приземлиться на Луну и вернуться на Землю. Компания также предположила, что в один прекрасный день Starship будет перевозить до 100 человек, хотя это число будет означать тесные кварталы. Ракеты Сатурна V эпохи Аполлона могли поднимать похожие массы, но капсулы их экипажа были сравнительно крошечными и никогда не перевозили более трех человек одновременно в космос. Предполагается, что находящаяся в стадии разработки капсула корабля «Орион», которая по-прежнему является основным пилотируемым кораблем для первого этапа запланированных миссий SLS, будет иметь максимальную вместимость экипажа шесть человек. (Русская капсула максимально три космонавта.)

Если бы Crew Dragon шел по графику и предложил NASA путь в космос без дорогой, смущающей американцев российской помощи. Бриденстайн мог бы быть счастливее, если бы Маск стоял в поле перед своим гигантским, блестящим новым ракетным кораблем, сообщая миру, что он через месяц или два совершит 12-ти мильный (19 км) тестовый прыжок, и в течение шести месяцев выход на орбиту. Starship относительно дешевый, достаточно большой для дальних полетов и построен инженерами, способными обойти, пугающе консервативную культуру NASA - в отличие от SLS. (Строители SpaceX собрали MK-1 всего за несколько месяцев, на открытом воздухе, вдали от гигантских стерильных ангаров, где NASA строит свои многолетние проекты.) Но Starship пока не может стать на путь заполнения пробелов NASA. У него еще нет ракеты-носителя - необходимой для доставки капсулы «звездного корабля» в космос - не говоря уже о системах жизнеобеспечения, оборудовании, необходимом для поддержания жизни людей на корабле.

Бриденстайн написал в четверг, 3 октября 2019, что они разговаривали по телефону, предполагая, что они помирились. И Маск сказал, что SpaceX по-прежнему сосредоточена на Crew Dragon, полагая, что Starship отвлекает на себя лишь 5% ресурсов компании.

 

Оригинал статьи

 




 

Helene Fischer Show 2019