Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

FRAMSA

Четверг, 28.03.2024

Муки «Старлайнера»

 

Неопределенность с новым американским кораблем сохраняется. Космический корабль Starliner, созданный корпорацией Boeing по контракту с NASA стоимостью в 4.2 млрд долл., планируется отправить в полет в ноябре. Если неоднократно откладываемый запуск состоится, то первая миссия с астронавтами может быть осуществлена весной следующего (2022) года.

Художественное представление полета космического корабля Starliner.

На этой страничке привожу полностью статью Игоря Афанасьева, опубликованную в сентябрьском номере 2021 журнала «Русский космос». Чтобы прочитать статью в оригинале  на сайте Роскосмоса, лучше скачать ее.

Первое испытание пилотируемого корабля Starliner в беспилотном варианте (миссия OFT-1) проходило в октябре 2019 г. с целью его проверки на всех этапах полета – от старта до посадки, включая стыковку с МКС. Если бы испытания прошли нормально, то путь к пилотируемому запуску, намечавшемуся на начало 2020 г. был бы открыт, но…

Strarliner: первый непилотируемый старт (миссия OFT-1), декабрь 2019.

 

Стыковка корабля (в кабине вместо астронавтов находился манекен «Ракетчица Рози») со станцией сорвалась – и корабль вернулся на Землю. Причиной неудачи стали ошибки в программном обеспечении, из-за чего двигатели орбитального маневрирования включились не вовремя и израсходовали слишком много топлива. Остатка на сближение со станцией не хватило…

Совместная группа экспертов NASA и Boeing, созданная после неудачи с беспилотным испытанием в октябре 2019 г., подготовила 80 организационно-технических предложений.

После долгих обсуждений этого неудачного полета Boeing предложил NASA за свой счет выполнить еще один – «зачетный» – демонстрационный беспилотный запуск (OFT-2) «приблизительно в октябре–ноябре 2020 г.». Тогда в случае успеха астронавты смогли бы опробовать новый корабль уже в середине текущего года. Увы, и здесь сорвалось: в ноябре прошлого года менеджер коммерческой пилотируемой программы NASA Стив Стич сообщил, что второй беспилотный полет уходит на первый квартал 2021 г. из-за проблем со злосчастным софтом.

Однако в марте нынешнего года миссию вновь перенесли, теперь на 30 июля. Стыковка с МКС ожидалась на следующий день. Вернуть Starliner на полигон Уайт-Сэндс планировали 5 августа.

Во втором беспилотном полете планировалось решить те же задачи, которые ставились в 2019 г., но уже с обновленным софтом. В январе второй Starliner был собран, а 17 июня специалисты ULA (United Launch Alliance), компании – провайдера пуска, поставили в вертикальное положение первую ступень ракеты Atlas V.

Вертикализация носителя Атлас V N22 для последующего монтажа второй ступени и корабля Starliner. Слева видны сопла российских РД-181 (двигатели первой ступени), видны буквы РД...

Затем установили на нее вторую ступень. Пока собирали носитель, техники Boeing заложили в корабль 200 кг грузов для экипажа МКС и вновь посадили туда манекен «Ракетчица Рози», но в этот раз датчики к нему не подключали. 17 июля корабль установили на ракету, а спустя пять дней подготовка к старту вступила в финальную стадию. NASA одобрило план второго испытательного полета корабля Starliner, дав разрешение на запуск. 29 июля носитель Atlas V с кораблем Starliner вывезли из здания вертикальной сборки, установили на стартовый стол и заправили компонентами топлива. Но в тот же день NASA и Boeing решили отложить запуск на сутки якобы из-за необходимости дать время команде специалистов для подготовки МКС к приему Starliner после прихода модуля «Наука». Затем пауза была продлена на сутки из-за плохой погоды на мысе Канаверал. Но и 31 июля старт не состоялся – и ракету с кораблем вернули в корпус вертикальной сборки.

«Ракетчица Рози», антропометрический испытательный манекен компании Boeing, снова заняла свое место в кресле командира космического корабля Starliner во время второго непилотируемого испытательного орбитального полета (OFT-2) в рамках программы NASA для коммерческих пилотируемых миссий.
  Во время миссии OFT-1 «Рози» была оснащена 15-ю датчиками для сбора данных о том, что испытают астронавты во время полетов на корабле Starliner. Для OFT-2 порты сбора данных космического корабля, ранее подключенные к 15-ти датчикам Рози, будут использоваться для сбора данных с датчиков, размещенных на основании, которое является инфраструктурой, удерживающей все кресла экипажа на месте. Фото: Boeing.

Следующее пусковое окно открывалось 3 августа. Ракету-носитель с кораблем вновь вывезли на стартовый стол и заправили компонентами топлива. Однако примерно за три часа до намеченного времени инженеры Boeing обнаружили, что клапаны в двигательной установке сервисного модуля корабля оказались в «неожиданном» положении. Проанализировав ситуацию, NASA сообщило, что специалисты «исключили несколько потенциальных причин, в том числе сбой программного обеспечения, но требуется больше времени, чтобы разобраться в проблеме». Позднее выяснилось, что «аномалия» проявилась в 13 клапанах, что явно свидетельствовало о серьезных неполадках.

5 августа ракета с кораблем проделала уже знакомый путь со стартовой площадки в корпус вертикальной сборки. Спустя неделю руководство Boeing на пресс-конференции попыталось подробнее объяснить суть проблемы. Получалось, что в клапаны двигателей корабля каким-то неизвестным образом проникла влага. От ее взаимодействия с окислителем – тетраоксидом азота – образовалась азотная кислота, которая привела клапаны в негодность. Для того чтобы найти и устранить эту неисправность, корабль необходимо было снять с ракеты и увезти на завод-из-готовитель. На вопрос, почему такие трудности не возникли во время первого полета, ответа не последовало…

Специалисты Boeing считают, что с возникшей проблемой справятся за пару месяцев, а NASA намечает беспилотный пуск на ноябрь этого года. Такая отсрочка существенно повлияет и на дату первого пилотируемого полета Starliner (миссия CFT-1). Ранее старт астронавтов Барри «Бутч» Уилмора, Майка Финка и Николь Манн на корабле планировался на четвертый квартал текущего года. С большой вероятностью теперь он состоится не раньше конца второго квартала следующего года (2022).

 

На страничке были использованы также материалы статьи   «ULA, Boeing, and NASA prepare for uncrewed and crewed Starliner flight tests»

 

Размещено      01.01.2022

 

Еще о положении дел с кораблем Starliner читайте тут