Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

FRAMSA

Пятница, 19.04.2024

Девять месяцев на должности

 

   Опубликованное на сайте Государственного космического агентства Украины интервью экс-главы Государственного космического агентства Владимира Усова креативному директору интернет-издания «Бабель» Глебу Гусеву.

 

Владимир Усов

Владимира Усова освободили от должности председателя Государственного космического агентства. Вот как он провел девять месяцев в этой должности.

 

Владимира Усова назначили председателем Государственного космического агентства Украины (ГКА) в феврале 2020 года. На этой должности он проработал девять месяцев: премьер-министр освободил его уже 17 ноября, о чем сам Усов узнал из новостей. Как и все главы ГКА до него, Владимир Усов был вынужден не столько заниматься космосом, сколько разгребать хозяйственные проблемы 24-х предприятий, даже таких мастодонтов как завод «Южмаш» и КБ «Южное». Ему в наследство достались проблемы с Государственной космической программой (ее нет), незавершенный проект с Бразилией, долги по зарплате на «Южмаше», долги перед компанией Boeing, международные суды по проекту «Лыбидь» (Лебедь), уголовные дела о хищениях на заводе «Арсенал» и конфликты внутри отрасли. Однако, при Усове космическое агентство вступило в Ассоциацию Лунной деревни (Moon Village Association), подписало программу «Артемида» (Лунная программа NASA) и программу сотрудничества с Китаем. Летом 2020 премьер-министр Денис Шмыгаль начал «перезагружать» стратегическую промышленность («космос» и высокие технологии). Для этого он создал новое Министерство стратегических отраслей промышленности. Во главе этого министерства был поставлен вицепремьер, которому теперь подчиняется ГКА и вся космическая отрасль. О том, что в области космоса происходит прямо сейчас, уже бывший председатель ГКА Владимир Усов рассказал креативному директору «Бабеля».

Отмотаем время на девять месяцев, когда тебя назначили председателем ГКА. Как та провел первый день на должности?

Усов: Первый день минул спокойно. Меня представили коллективу, я познакомился с начальниками отделов и управлений, прошелся по всем кабинетам. Всех успокоил. Встретился с представителем посольства США на конференции – мы обсудили роль Украины в глобальном космическом контексте. За последние пятнадцать лет было отчуждено чуть не 90 процентов территорий и помещений киевского завода «Арсенал». Происходило это при всех председателях ГКА. Вообще, неприятно, что ГКА частично работало и работает по логике агентства недвижимости. Оно обладает огромным количеством имущества, ему не нужно. Это и было одной из моих задач: сделать из космического агентства космическое агентство. Я еще во время конкурса на должность объявил, что хочу оставить за ГКА госзаказ и космическую программу, провести корпоративную реформу и все предприятия ГКА передать в холдинг, чтобы они работали независимо.

В космической отрасли есть несколько ключевых предприятий, «Арсенал» - только одно из них. Давай я буду называть эти предприятия, а ты коротко расскажешь, что с ними происходит, хорошо? Начнем с завода «Южмаш».

Усов: Это головное предприятие отрасли, у него серьезные проблемы: долги по зарплате,

Справка

По данным аудита ГКА 2019 года, «Южмаш» задолжал 23 миллиона гривен зарплаты своим работникам и 400 миллионов гривен поставщикам электроэнергии.

огромные отчисления по земельному налогу, кредиторская задолженность перед Министерством финансов. Завода нужно поддерживать дорогостоящую инфраструктуру - при этом загрузить пустые цеха «Южмаша» невозможно. И неважно, кто директор завода или председатель ДКА - это просто нереально сделать. «Южмаш» строили с одной целью: выпускать 100 баллистических ракет в год и грозить уничтожением Соединенным Штатам Америки. Цели у нас изменились, настало время менять и логику работы завода. Если его не корпоратизировать - в «Южмаша» нет никаких шансов выжить.

Справка

Завод «Южмаш» и КБ (Конструкторское Бюро) «Южное» до сих пор не корпоратизированы - то есть не являются акционерными обществами. Они не могут брать кредиты (кроме как под гарантии правительства), образовывать дочерние компании или сдавать свое имущество в аренду. С точки зрения любого западного партнера они не обладают собственными активами.

Следующее предприятие - это Конструкторское бюро «Южное». В каком оно состоянии?

Усов: На первый взгляд КБ «Южное» выглядит благополучным предприятием. На самом же деле ситуация сложная. Допустим, что на «Южмаше» мы погасили долги по зарплате, привели на завод несколько инвестиционных проектов - понятно, как он будет жить дальше. В конце концов, это мощный производственный хаб, ему легче найти заказы.

А в КБ «Южном» работают пять тысяч человек. Это самое большое конструкторское бюро в мире. При этом предприятия космической отрасли используют сквозное проектирование. Большинство компаний имеют свои конструкторские отделы, и они редко заказывают услуги извне. Внутри страны заказов в «Южного» нет. Получать внешние сложно - из-за того, что Украина подписала соглашение о контроле за ракетными технологиями. Так будет и дальше. Поэтому «Южному» нужно изменить модель работы. Конечно, это одно из главных в мире конструкторских бюро ракетной техники. Но модель работы КБ не дает ему развиваться, наоборот, тянет его на дно. Пять тысяч сотрудников - это слишком много. Нет прописанной космической программы – и здесь тоже нет заказов. Начинаются кассовые разрывы, нужно занимать деньги. Индустрия нестабильна, заемщики будут повышать ставки по кредитам. Финансовой стабильности КБ это не способствует.

О КБ «Южном» более или менее понятно. В каком состоянии харьковский «Хартрон»?

Усов: В Харькове два предприятия - «Хартрон» и «Коммунар», о них можно вместе поговорить. Они ориентированы на производство систем управления для ракет. Это большая проблема, потому что компании во всем мире системы управления разрабатывают вместе с ракетой. У нас нет своих проектов ракет-носителей, поэтому нет рынка для систем управления.

«Хартрон» корпоратизирован еще в 1990-х, это холдинг, на космос работает одно из предприятий холдинга. У него более половины выручки - от проектов ядерной энергетики, поэтому он еще выживает. А вот у «Коммунара» ситуация совсем плачевная. Единственный заказчик - «Мотор Сич», а у них самих ситуация очень сложная. Еще «Коммунар» выпускает газовые счетчики. Уровень технологичности проектов ощутимо упал. Если мы не переориентируем предприятие, не найдем для него новые рынки - мы его потеряем.

Ты долго во всем этом разбирался?

Усов: Проблемы такие сложные, что в них еще разбираться и разбираться. Я объездил все предприятия. На ключевых предприятиях, на «Южмаше» и «Южном» за первые полгода бывал минимум один-два раза в неделю. За полгода я понял системные проблемы отрасли, затем проблемы отдельных предприятий, а затем разбирался с проблемными проектами, которые висят над ГКА десятилетиями. В основном их три: это ракета «Циклон-4», спутник «Лыбидь» (Лебедь) и долг перед компанией Boeing.

Давай о них поговорим чуть позже, а сейчас вспомним Государственную космическую программу, с которой имеет дело каждый глава ГКА. Сформулируйте, пожалуйста, что это такое - для тех, кто далек от этой темы.

Усов: Она полностью называется так: Общегосударственная целевая научно-техническая космическая программа Украины. И нужна она, чтобы дать импульс украинской науке и украинским предприятиям - развивать космические технологии. Уже три года этой программы нет. Мы топчемся на месте, используем технологии десятилетней давности. Выросло новое поколение специалистов, они должны иметь амбициозные задачи. Если таких задач не будет, если они не смогут реализовать себя - они просто уедут.

Нас догоняют и обгоняют. Мы еще сохраняем преимущество в некоторых сегментах космического рынка, но очень скоро его потеряем.

А где мы сохраняем преимущество?

Усов: Точно не в производстве спутников, космических аппаратов – тут мы очень отстали от конкурентов. Хорошие позиции у нас есть в ракетах-носителях, в ракетных двигателях - поэтому мы еще держимся в нескольких международных проектах, как «Антарес» и «Вега».

Ракету «Антарес» NASA использует для доставки грузов на Международную космическую станцию. «Южмаш» производит емкости и системы подачи топлива, клапаны и датчики, разработанны в КБ «Южное». «Южное» и «Южмаш» разрабатывают и производят двигатель для четвертой степени европейской ракеты «Вега», которая доставляет на орбиту телекоммуникационные спутники.

А вот что касается новых ниш ... Есть такое направление, как орбитальные сервисы. Один из компонентов работы на орбите - это стыковки, для них нужны стыковочные комплексы. В Украине есть стыковочный комплекс «Курс», его использовали на МКС, его модернизируют с 1985 года, за ним 60 процентов стыковок в истории мировой космонавтики. На базе этих технологий мы можем развивать орбитальные сервисы. И нужно удержать наше лидерство в разработке и производстве ракетных двигателей, ракет-носителей.

Итак, Государственной космической программы нет три года. Почему? Есть простой ответ?

Усов: В космическом агентстве, как у Льва Толстого: нет иной причины, кроме суммы всех причин. Первая заключается в том, что космическая программа - это набор проектов. Эти проекты всегда продвигали какие-то предприятия. Например, писали так: «Проект спутник «Сич-2-1 » выполняет КБ «Южное». Я перешел к другой логике. В космическую программу записываем продукт, который мы хотим получить, его технические характеристики. И отбираем на конкурсе лучшее предложение. Это, конечно, приводит к конфликтам. Каждое предприятие хочет видеть себя в космической программе и претендует на деньги из бюджета. В разные годы большее влияние имели различные предприятия, и программы выстраивали именно под эти предприятия. Борьба за ресурсы - вот первая причина, почему программы нет.

А вторая причина лежит не в области экономики. Мы еще летом подали новую концепцию программы, проект программы и паспорта отдельных проектов. Ее до сих пор не согласовали. Мы прошли два парламентских комитета, экономический и нацбезопасности. Но бюджетный комитет решил, что денег на космическую программу не будет. Поэтому не будет и космической программы.

Если коротко: ты создал новую концепцию космической программы и, скорее всего, настроил против себя руководителей ключевых предприятий. Я помню, как слетали предыдущие главы ГКА - это происходило из-за конфликтов с КБ «Южное». Как думаешь, тебя уволили потому, что предприятие пошло черным ходом и пояснило, что во главе ГКАУ - неправильный человек?

Усов: В моем случае - точно нет. Такого не было. Сначала, конечно, руководители предприятий смотрели на меня скептически, уж очень отличались мои подходы. Но мне, наконец, удалось донести до них свою логику. И они поняли, что иначе они не выживут. На уровне «Южмаша» и КБ «Южного» меня поддерживали, об этом говорили их руководители. Все эти «семейные дрязги» не касались стратегических вопросов - чтобы выжить и развиваться нужна корпоратизация, нужна космическая программа на новых принципах.

Как к идее корпоратизировать их предприятия отнеслись гендиректор «Южмаша» Сергей Войт и гендиректор «Южного» Александр Дегтярев?

Директор «Южмаша» поддерживает эту идею, «Южмаш» помогал разработать законопроект по корпоративной реформы. Мы его писали вместе с Минэкономики и еще летом передали в новое министерство. То есть туда, где этот проект, судя по всему, находится теперь в состоянии полного покоя. Но это министерство руководит Государственным космическим агентством Украины. Я неоднократно говорил с вицепремьером. Он готов начинать корпоративную реформу, но она не начинается. Я так понимаю, что она не начинается, потому что он хочет заниматься ею лично. А сейчас предприятиями руководит ГКА.

В прощальном посте в Facebook ты перечислил все, что успел сделать за девять месяцев. Там есть слова «провели инвентаризацию украинских активов проекта «Циклон-4» на $ 250 млн и начали возвращать эти активы». Объясни, что это значит?

Проект «Циклон-4» (начался в 2003 году и) состоял из двух частей. Первая - это космодром «Алкантара» в Бразилии, вторая - ракета-носитель, которую должны запускать с этого космодрома. Была создана украино-бразильская компания Alcantara Cyclone Space.

Справка

Компания ACS должна обслуживать коммерческие заказы. Украинскую сторону представлял ГКАУ. Украина внесла в уставной капитал компании 240 000 000 долларов. КБ «Южное» готовило проектную документацию на ракету «Циклон-4», а «Южмаш» собирал летный образец.

Бразилия и Украина совместно отвечали за наземный сегмент (стартовый комплекс космодрома), а Украина - еще и отдельно за ракету-носитель. Так вот: ракета-носитель готова на 98 процентов. Последние десять лет готовность у нас 98 процентов и никак не может приблизиться к 99-и. Мы за девять месяцев сделали все, чтобы завершить проект к концу этого года. В декабре должны были подписать последнее соглашение и поставить точку. Сейчас ракету "Циклон-4» уже можно завернуть в бархат и поставить в музей «Южмаша», потому что она никогда никуда не полетит.

Это первая часть проекта. Еще нужно разобраться с наземной частью проекта и связанными с ней активами. Украина имеет много активов, которые разбросаны по разным предприятиях. Мы все инвентаризировали, собрали в один документ. Вышла значительная балансовая сумма - 250 000 000 долларов. Понятно, что реально они будут стоить меньше. Но важно, чтобы права собственности перешли от компании ACS в Украину. Мы, наконец, встретились с бразильской стороной. Предложили такой раздел имущества: то, что на территории Украины - Украинский, что в Бразилии - бразильский. Их это устроило. Остались формальности.

Ты вспомнил еще одну ключевую проблему - долг перед компанией Boeing. Он связан с проектом Sea Launch, да?

Именно так. Он разделен между «Южмашем» и КБ «Южным». Минобороны и Мининфраструктуры проводили переговоры с Boeing. И выбрали такое решение: Украина создаст государственную авиакомпанию, национального перевозчика, и на сумму долга закажет у Boeing самолеты.

В 2009 году проект «Морской старт» объявил о банкротстве. Следующие пять лет он проходил через судебные разбирательства и пережил смену собственников, хотя и продолжал запуски. В августе 2014 консорциум провел последний запуск, освободил большую часть сотрудников и остановил работу. С 2016-го малые акционеры «Морского старта» проиграли суды наибольшему, КБ «Южное» осталось должно 193 миллиона долларов корпорации Boeing.

Была и другая схема, как мне кажется, более выгодная для Украины. По этой схеме Украина получала военную помощь от США, эти деньги сразу шли в Boeing, на них корпорация поставляла «Антонову» тренировочные самолеты Т7, а «Антонов» локализовывал бы их производство. Мы бы загрузили работой «Антонов» и обновили украинскую военную авиацию, с которой у нас огромные проблемы. Эту идею продвигал руководитель «Антонова» Александр Лось, которого тоже недавно уволили.

Из большой тройки проблем осталось поговорить только о спутнике «Лыбидь». Это жемчужина.

Спутник Лыбидь

Запустив спутник «Лыбидь», Украина собиралась создать собственную, независимую систему спутниковой связи. Госпредприятие «Укркосмос» заказало изготовить спутник в 2007 году канадском подрядчику, чтобы в 2014-м запустить его с Байконура. Срок изготовления сорвали, через аннексию Крыма подрядчик объявил форс-мажор, начались суды. Недостроенный спутник вот уже пять лет лежит на складе в России. На этот проект «Укркосмос» взял кредит в 292 миллиона долларов под гарантии правительства. На его погашение из бюджета Украины уже потрачено шесть миллиардов гривен. Из этого кредита 31 миллион долларов госпредприятие «потеряло» в Диамант-Банке, который ликвидировали в 2017 году. Банк принадлежал бизнесмену Игорю Керезю, значительными долями владели народные депутаты Давид Жвания и Николай Мартыненко.

Да, он лежит в России на складе уже пять или шесть лет.

Что с ним происходит? Мы получили решение Лондонского арбитража о том, что наши иски необоснованны. Денег (которые занимал «Укркосмос», чтобы оплатить работу подрядчика) мы назад не получим. Недостроенный спутник остается собственностью предприятия «Укркосмос». Надо было быстро решить, что с ним делать, потому что он находится в России, и мы его или потеряем, или будем должны деньги - за услуги консервации и хранения. Я составил план действий и отправил его премьер-министру. С тремя сценариями.

Первый - забираем спутник в России и сами его запускаем на орбиту. Это будет стоить 60-80 миллионов долларов из бюджета. Второй - находим инвестора, он докапитализирует проект и запускает спутник на орбиту, за это получает часть его мощностей. Третий - продаем право на истребование спутника в России третьей стороне, на вырученные деньги тушим долги «Укркосмоса», хотя бы частично.

Третий сценарий был самый простой. Но за последние пару месяцев нам удалось найти британского инвестора (по второму варианту), который хорошо понимает риски проекта. Специально под спутник «Лыбидь» он создал компанию Pierce Sat, которая подписала меморандум с «Укркосмосом»: они готовы инвестировать 100 000 000 долларов, чтобы запустить спутник на орбиту и разделить его мощности. Украине и не нужны 100 процентов мощности спутника - чтобы закрыть вопросы национальной безопасности требуется значительно меньше.

Ты провел в ГКА девять месяцев и все, что ты делал, в принципе, выглядит разумно. Почему же тогда уволили? Я понимаю, что это странный вопрос. Но есть ли какие-то версии?

Есть только субъективная версия. Еще в самом начале я озвучил план действий (в должности председателя ГКА). Это не был план президента, Кабмина, Минстратегпрому. Это был план Владимира Усова. Впоследствии выяснилось, что он довольно точно совпадает с планом профильного министра. Но у меня всегда была независимая позиция. Возможно, это и стало причиной.

Мне кажется, сегодня выстраивается жесткая административная вертикаль, которая позволит управлять космической промышленностью в ручном режиме. На мой взгляд, пользы от этого не будет. У нас есть очень кратковременное окно, когда Украина еще может реализовать свой потенциал. Если мы это время потеряем, то шансы близки к нулю.

В день публикации материала на сайте ГКА появилось сообщение с критикой работы Владимира Усова за девять месяцев. Критика описывает неудовлетворительные финансовые результаты отрасли.

Резюме

Владимир Усов успешный бизнесмен и человек недюжинных организаторских талантов. Концептуально его план развития украинской космонавтики рационален и интересен. В его бытность председателем ГКА достигнуто немало важных договоренностей. Но результат всего этого естественно отодвинут во времени.

Возможно, отстранение от должности связано прежде всего с резко изменившейся линией руководства страны относительно приоритетов в космической отрасли. Не в последнюю очередь свое влияние оказывает и приближающаяся 30-я годовщина Независимости Украины. Нужен видимый яркий результат. И таким событием видится запуск очередного украинского спутника Сич 2-30 . А это явно не линия Владимира Усова. Поэтому после увольнения Усова в ноябре прошлого года (2020) Министерство стратегических отраслей уже через месяц вело переговоры с компанией SpaceX о выводе Сич 2-30 на орбиту уже в декабре 2021 года. .

 

 

Оригинал статьи

 

 

Размещено   26.02.2021

 

 

На батарейке при семи градусах Кельвина!