Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

FRAMSA

Суббота, 27.04.2024

Что случилось с кораблем Boeing Starliner?

В июне 2010 компания Boeing стремилась подготовить космический корабль Starliner (Звездный лайнер) к пилотируемым миссиям, намеченным на 2015 год. Теперь мы уже в 2021 году, но все еще не видно конца работам над капсулой «Звездного лайнера». За время существования программы коммерческих пилотируемых полетов   NASA выплатило компании Boeing в общей сложности 4,2 млрд  долл., но задержка с кораблем не была преодолена. А тем временем после задержек и неудач компания SpaceХ уже начала выполнять пилотируемые миссии с астронавтами на борту корабля Dragon.

Starliner при подготовке к испытаниям.

Итак, давайте оглянемся назад и посмотрим, почему же «Звездный лайнер» задержался на старте. Обратимся к истокам создания и эволюции Starliner. Все началось в 2010 году, когда NASA объявило о программе коммерческих пилотируемых полетов. Поскольку годом ранее ушла в небытие программа Space Shattle, Америке нужна была альтернатива российским "Союзам" по доставке американских астронавтов именно американскими средствами на Международную космическую станцию (МКС). Для этих работ в 2010 году первоначально Boeing получила 18 млн долл., чтобы разработать конструкцию и в основном изготовить пилотируемый космический корабль. После этого авансового финансирования NASA в 2011 году вливает в компанию еще 93 млн долл. Эти средства должны были быть использованы для доработки компанией конструкции своего прототипа, чтобы предложить NASA лучшее решение.

В то же время NASA в соответствии с программой коммерческих пилотируемых полетов финансировало и другие частные компании, такие как SpaceX, Blue Origin, и корпорацию Sierra Nevada. Космическое агентство предложило всем этим организациям разработать собственные пилотируемые космические корабли, модули или определенные части космического корабля. Так, Blue Origin на разработку бионического носового обтекателя получила 22 млн. долл.,  SpaceX получила 75 млн. на разработку пилотируемой капсулы Dragon. И корпорация Sierra Nevada получила 80 млн. долл. на разработку космического челнока «Бегущий за мечтой» (Dream Chaser). Было сказано, что лучшие конструкции должны будут пройти утвердждение для следующего этапа программы пилотируемых полетов и получить таким образом возможность дальнейшего финансирования. Но как вы могли заметить с самого начала, начинающий Boeing получил от Национального космического агентства больше финансирования, чем все участники конкурса. Boeing была единственной компанией, получившей более 100 млн. долл., и этот разрыв со временем будет только увеличиваться. Это имеет смысл, хотя может показаться и несправедливым.

2:00

Корабль Starliner с капсулой Calypso возносится на орбиту носителем Atlas V в беспилотном тестовом полете.

Boeing является самым известным производителем самолетов в мире. Поэтому NASA хотело участием этой компании подстраховаться на случай неудачи других компаний. Достаточно скоро компания достигает серьезных подвижек в работе над «Звездным лайнером», и это принесет ей 460 млн. долл. в 2012 году, но она была не единственным победителем. Основные компании программы тоже выиграли деньги. Так, Sierra Nevada получила выигрыш 212,5 млн. долл. и SpaceX получила выигрыш в 440 млн. долл. Blue Origin также имела право на выигрыш средств, но компания решила откзаться от выигрыша и вместо этого выбрала финансирование от Джефа Безоса в течение следующих двух лет. Остальные компании по требованию NASA проведут множество тестов для сертификации своих изделий. Затем Национальное космическое агентство оценит собранные по результатам этих испытаний данные, а также возможности каждого космического корабля.  Выбрать двух последних победителей, поскольку все мы знаем, что победителями в конечном итоге окажутся Boeing и SpaceX. По итогам этих проверок Boeing выиграет финансирование в 4,2 млрд. долл., а SpaceX - 2,6 млрд. долл. На этом этапе Boeing была явно довольна. Но развитие событий приняло другой оборот.

В мае 2016 года компания Boeing объявила, что у нее возникли проблемы с их ракетой-носителем Аtlas V и что первый испытательный полет будет отложен до начала 2018 года. В октябре 2016 года Boeing еще больше переносит эту дату на конец 2018 года, а позже в том же году, в декабре 2016 года, SpaceX также переносит старт пилотируемого корабля Crew Dragon на 2018 год после взрыва... Таким образом, на тот момент обе компании были более или менее одинаково неуспешны в смысле пилотируемых миссий, и это создало довольно серьезную проблему для NASA. Видите ли, первый полет по программе коммерческих пилотируемых полетов должен был состояться к 2017 году. Это было запланировано для того, чтобы у NASA было достаточно времени для отказа от использования русских "Союзов" и перехода на исключительно американские средств доставки астронавтов. Чтобы положиться на SpaceX и Boeing, учитывая эту задержку, НАСА покупает еще несколько мест на «Союзе», которые будут распределены на протяжении 2017, 2018 и 2019 годов. Между тем мы почти ничего не услышим от Boeing относительно космического корабля Starliner в следующие два года.

В компании со временем всплывало все больше проблем. В июле 2018 года у Boeing возникает проблема с двигателем во время тестирования. Boeing не стала описывать проблему слишком подробно, сказав, что это просто аномальное отклонение.

4:00

Предполагалось, что могла быть утечка топлива, а позже было подтверждено, что это произошло из-за неисправности клапанов подачи топлива. По поводу этого в августе 2018 была опубликована статья Дэйва Мошера (Dave Mosher) «Leake valves jn Boeing’s new spacecraft are incriesing the risk that NASA astronauts could lose access to the spacestation».

Это, конечно, приводит к еще одной задержке в программе: первая непилотируемая миссия была перенесена на апрель 2019 года, а пробный полет - перенесен на август 2019 года. К тому времени, когда наступил апрель 2019 года, Boeing объявляет, что непилотируемый полет откладывается на август 2019 года, а пробный полет, вероятно, переносится на в 2020 год.

В этот момент казалось, что мы просто говорим о задержках, следующих одна за другой, и что нет никакого движения вперед, но, к счастью, все начнется в мае 2019 года. В мае Starliner успешно завершает серьезное испытание, которое открывает ему путь к первому испытательному орбитальному полету (OFT). Единственным испытанием, оставшимся до непилотируемого орбитального полета, было испытание работоспособности системы аварийного спасения, что являлось обязательным требованием NASA с точки зрения безопасности. В ноябре 2019 года Boeing проводит испытание системы аварийного спасения. К сожалению у отделившейся от ракеты-носителя капсулы корабля во время приземления один из трех парашютов не раскрывается. Однако было решено, что двух парашютов более чем достаточно для безопасной посадки звездолета, поэтому испытание будет считаться успешным, несмотря на незначительную неудачу.

Boeing перейдет к своему первому испытательному орбитальному полету всего через месяц, в декабре 2019 года. Однако на протяжении всего этого полета все проходило не очень гладко. Мы увидели множество программных ошибок и неудач. Во-первых, ошибка при выводе на орбиту привела к тому, что система сближения корабля Starliner истратила больше топлива, чем ожидалось. Вследствие этого «звездный лайнер» действительно не смог состыковаться с МКС, и, что еще хуже, во время снижения и входа в атмосферу произошла еще одна ошибка в работе двигателя. Позже НАСА обнаружило, что ошибка стыковки, а также ошибка при входе в атмосферу, вероятно, привели бы к потере космического корабля, если бы не вмешательство со стороны центра управления в Хьюстоне.

Итак, очевидно, что это была довольно серьезная проблема, и мы до сих пор не знаем, как эти ошибки не были замечены при тестах в подразделениях компании. С другой стороны, Boeing взял на себя ответственность за неудачу. К тому же компания обязалась взять на себя полную финансовую ответственность за проведение второго орбитального испытательного полета (OFT), который по затратам оценивается примерно в 410 миллионов долларов. В течение 2020 года компания Boeing работала над устранением ошибок, с которыми они столкнулись в первом испытательном полете, и на момент появления этого видео она будет готова приступить ко второму испытательному полету.

6:00

Первоначально запуск был запланирован на 25 марта 2021 года. Но позже он был отложен уже на апрель 2021 года. Однако с учетом того, что НАСА работает над завершением пилотируемого полета со SpaceX в апреле*, не похоже, что Boeing будет иметь возможность второй непилотируемый запуск Starliner в этом же месяце.

В данный момент мы просто посмотрим на технические и логистические задержки. Если второй орбитальный полет будет успешно проведен в течение нескольких следующих месяцев, то первая пилотируемая миссия корабля Starliner будет запланирована на декабрь 2021. Нет полной уверенности, что этот график будет реализован, но, если второй орбитальный испытательный полет будет успешным, думается, что весьма вероятно, что мы увидим первый пилотируемый полет в рамках миссии до конца 2022 года. Если все пойдет гладко, у Boeing будет возможность в ближайшие пару лет совершить еще как минимум пять пилотируемых полетов по программе NASA. И если все полеты пройдут без замечаний, NASA с этого момента пересмотрит стоимость и надежность космического корабля Starliner. Так что, хотя эта программа затянулась намного дольше, чем ожидалось, похоже, что мы наконец-то увидим, как starliner выполнит свою задачу. Честно говоря, это отличная веха, поскольку наличие нескольких коммерческих ракет-носителей с пилотируемыми кораблями - это только хорошо, но все же остается один вопрос: почему Boeing так долго «разворачивается», и как Spacex смог превзойти Boeing в пилотируемом запуске, имея финансирование на 1,6 миллиарда меньше. На мой взгляд, первым серьезным препятствием для Boeing было отсутствие фокусировки. Это не означает, что инженеры, работавшие над starliner, не были сосредоточены, скорее, starliner не был приоритетом для руководителей и ведущих специалистов компании.

Дело в том, что Boeing – прежде всего производитель самолетов, и до сих пор компания была очень успешной. В результате, starliner - это просто расширение ее бизнеса, но не основной бизнес. Так что логично, что их основное внимание всегда уделялось самим самолетам. С другой стороны, у компании SpaceX пилотируемый корабль Dragon был, безусловно, ее самым значительным проектом. Конечно, их долгосрочной целью всегда был межпланетный корабль и полет к Марсу. Но успешное проведение пилотируемых полетов корабля Dragon было критически важным для создания авторитета и доверия инвесторов. Кроме того, что «Звездный лайнер» не является главным приоритетом для Boeing, она также столкнулась с серьезными проблемами в своей основной деятельности, которые, вероятно, отняли у компании много внимания.

8:00

Во-первых, у компании было крупное фиаско с Boeing 737 Max 8. 13 марта 2019 года продажа Boeing 737 Max 8 был остановлена после того, как самолет унес жизни 346-ти человек. В то время у Boeing были тысячи заказов на Boeing 737 Max 8, которые уже были в работе, и, как вы могли догадаться, это фиаско привело к массовому краху основного бизнеса Boeing, который, конечно, был приоритетным. По прошествии времени большинство стран снова одобрили для полетов 737 Max 8, единственно Китай пока еще не снял запрет. Совершенно очевидно, что Boeing все еще очень чувствует влияние катастрофы 737 Max 8 даже сегодня, и вполне возможно, что эта проблема помешала Boeing успешно завершить свой первый орбитальный полет корабля Starliner. Boeing также столкнулся с еще одной серьезной проблемой, которой, конечно же, является пандемия**. Из-за ограничений пандемии спрос на воздушные суда значительно снизился, и поэтому неудивительно, что авиакомпании были одной из наиболее пострадавших отраслей. Прибыль Boeing начала падать, когда были остановлены подажи 737 Max 8, и с тех пор дела только ухудшились. За это время чистая маржа компании упала с положительных 10 до отрицательных 20 пунктов, что означает падение чистой прибыли с положительных 10 миллиардов долларов до отрицательных 11 миллиардов долларов в год.

Думается, что еще нужно сказать о финансовом положении Boeing в дополнение к серьезному падению их основного бизнеса. Многие сходятся во мнении, что Boeing недооценивает, насколько быстро SpaceX добилась успеха в пилотирумых миссиях, но при этом переоценивает свои собственные возможности. NASA с самого начала отдавало предпочтение компании Boeing, и на то были веские причины. Есть уверенность, что Boeing действительно сосредоточился на Starliner, и серьезные проблемы в своем авиационном бизнесе не помешают выполнению контракта с NASA. Возможно, то безмерное доверие, которое Аэрокосмическое агентство испытывает к Boeing, вскружило руководству компании голову и помешало по-настоящему проявить себя с максимальной отдачей, поскольку все мы понимаем, что это определенно не недостаток способностей, который стал бы серьезным препятствием для проекта Starliner.

End

 

 

*полет пилотируемого корабля Crew-2 Индевор произведен 23 апреля 2021.
**Известно, что компания в связи с трудностями периода пандемии и репутационных потерь в связи с катастрофой Boeing 737 Max 8 запросило у Госдепартамента США помощь в размере 60 млрд. долларов.

 

 

В переводе использовались также данные статьи «NASA and Boeing Complete Starliner Orbital Flight Test Investigation»

 

 

Размещено 29.04.2021