Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

FRAMSA

Вторник, 23.04.2024

Не нужно посыпать голову пеплом

Такой могла быть
двухфюзеляжная "Мрия"

по поводу очередного утраченного космического приоритета. Все закономерно. То, что американская космонавтика занимает сейчас доминирующие позиции по многим направлениям, в особенности по дальнему космосу, неудивительно. Имея самый большой бюджет в мире на космические разработки, 19,5 млрд долларов (на 2017 г.), американцы все же отказались от некоторых космических проектов (миссий на Европу и по изменению траектории астероида не будет). Правда, в июне Конгресс принял решение, что бюджет НАСА будет повышен еще на 1,3 млрд долларов.

Удивительно другое. Перехватывает дыхание от того, как, раздвигая горизонты, шагает приватная американская космонавтика. Сначала Virgin Galactic, потом Алан Маск (корабль Dragon, многоразовая первая ступень ракеты Falkon, недавно совершившая первую посадку). И вот теперь выкатка самого большого в мире самолета недавно еще мало кому известной частной компании Пола Аллена. Из трех проектируемых космических кораблей нового поколения только один детище НАСА, два других - приватных компаний.

На пространствах Содружества картина намного скромнее. Здесь впереди Россия, где Роскосмосу на 2017 год удалось добиться утверждения суммы в 173 млрд рублей. Приоритетами финансирования являются российский сегмент МКС и проектирование лунной базы: почти 96 млрд рублей.

У западной соседки России дела не в пример хуже. Госфинансирование космических программ Украины не покрывает и четверти самых первоочередных годами замороженных проектов (спутник «Лыбидь» и необходимая для его запуска РН «Зенит»). Из запрошенных ГКАУ (Государственное Космическое агентство Украины) 425-ти млн. гривен кабмином выделено около 7 процентов. В поисках денежных средств и после неудачи с Бразилией ГКАУ уже прочно закрепилось на американо-европейском космическом локомотиве в качестве субподрядчика, основные проекты: двигатели четвертой ступени европейской ракеты «Вега» и первая ступень без двигателей американской РН «Антарес». Но все это дает загрузку лишь нескольких процентов мощностей могучего Южмаша, основная часть персонала которого работает раз в неделю. Положение может поправить намечающийся заказ от Роскосмоса на 12 ракет «Зенит» для проекта «Морской старт».

 
 

Статья Вадима Лукашевича, авиаэксперта, экс-конструктора ОКБ «Сухой» о перипетиях межведомственной борьбы за авиационный космос во времена СССР, об утерянных возможностях - это интересное повествование о незавершенных проектах авиакосмических систем, которые опережали самолет-гигант Пола Алена более чем на 30 лет.

Но может быть стоит трезво понять, что и тогда в СССР и, тем более, сейчас просто банально не хватает средств на грандиозные космические проекты. Например, авиационный носитель «Мрия», который изначально планировался исключительно для авиационного космического комплекса, построен в одном экземпляре и до сих пор совершает коммерческие рейсы. Второй недостроенный самолет с обрубками крыльев находится в ангаре АНТК им. Антонова. На его достройку и оборудование необходимо по разным оценкам до $300 млн, а это два сегодняшних космических бюджета Украины. У теперешней Украины (вместе с Молдавией это беднейшие страны Европы) вовсе не космическая задача: поможет ли безвиз поправить материальное положение. Какие уж тут авиационно-космические системы.

Сиротливо зияет передним проемом вторая недостроенная "Мрия"

Но обратимся к экономическим реалиям времен проектирования упомянутых в статье Лукашевича авиакосмических систем и внутренней борьбы в силовом ведомстве. Во второй половине 70-ых в СССР начали расти цены на предметы потребления, половина страны работала на оборонное ведомство, из-за несуразных управленческих решений накапливались кризисные явления, например, для перевыполнения плановых показателей по тоннокилометрам «болты возили из Владивостока в Москву». На предприятиях процветала система приписок для выплаты премий рабочим (выполнение плана на 100,3%, иначе наверху не поверят). Общеизвестная в 80-ые шутка: не дай бог взять телевизор, выпущенный в конце месяца, еще хуже квартала, гарантированный брак, ведь гонят план. В советских газетах иногда всплывал термин "избыточная занятость населения", который означал, что число сотрудников на предприятии больше, чем это необходимо для данного производства. Это делалось специально для полной занятости населения, безработица в СССР отсутствовала. Советская экономика страдала от гигантизма и неэффективной траты больших государственных средств. При этом производительность труда в промышленности была вполовину, а в сельском хозяйстве в четыре раза меньше, чем в США, основном военно-космическом конкуренте СССР.

Скриншот сайта

В сельской местности люди просто ходили чуть не в кирзовых сапогах, не было туалетной бумаги, а были «колбасные электрички» в Москву. Французы хихикали над бельем советских женщин, одноразовые шприцы начали появляться только в конце 80-ых. В процессе перестройки все это и многое другое активно критиковалось. А в это время за океаном почти каждая семья уже имела автомобиль.

Все должно развиваться гармонично. Успешная космическая деятельность требует финансирования. Как последнее обеспечить - задача еще более сложная. Мощная и эффективная экономика страны - это и есть множество аэрокосмических приоритетов.